После трёх уже поздно? Вредит ли раннее обучение развитию ребенка?

Эта статья посвящается всем мамам, няням, воспитателям и педагогам, которые имеют удовольствие общения с детьми от двух до пяти лет. Именно об этом прекрасном возрасте в ней и пойдет речь.

Катерина
няня, нейропсихолог

Борьба противоречий

Как няня и воспитатель в работе с детьми я часто сталкивалась и сталкиваюсь с борьбой двух полярных и противоречащих друг другу позиций:
• «Ребенком необходимо активно заниматься! После трех это делать уже поздно! Чем больше занятий – тем лучше! Ребенок должен учиться справляться с трудностями, иначе у него не будет силы воли. Правила, режим и дисциплина – вот гарантия успешной и счастливой личности!»
• «Отстаньте от детей! Главное для ребенка – свобода! Пусть он делает то, что хочет, ведь только так он научится понимать свои желания и выбирать! Развитие ребенка – это естественный процесс, в который не надо вмешиваться! Только в свободной среде может вырасти здоровая, гармоничная и счастливая личность!»
В свое время мысли об этих противоречащих друг другу мнениях, совершенно не давали мне покоя. Ведь у обеих позиций есть право на существование, достойные аргументы в их пользу, свои сторонники, приверженцы и даже научная база. Как тут не запутаться?
Я уверена, что каждая любящая мать и любой добросовестный педагог, искренне хотели бы поступать так, как будет лучше для ребенка. Но в чем же истина, и как ему на самом деле будет лучше?
Я уверена, что истина в балансе – где-то посередине. И в этой статье, я очень хочу помочь вам найти ту самую золотую середину и «формулу баланса». Сама я эту «формулу» взяла за основу, опираясь на знания из области педагогики, детской возрастной психологии, социологии и нейропсихологии. Мне было очень важно понять, как на самом деле устроен мозг ребенка и какие процессы в нем происходят. В своих поисках истины я опиралась на собственный десятилетний опыт работы с детьми в садах и семьях, а также на личный опыт наблюдений, проб, ошибок и успехов, а еще – на свои же детские воспоминания. И теперь предлагаю вам отправиться со мной в путешествие в этот удивительный и загадочный мир детства «автостопом от двух до пяти!»

Они, и правда, как цветы

Давайте немного пофантазируем и представим себе сад. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы росла и цвела роза? Конечно же, ей нужна благоприятная почва, подходящая температура, влага, солнечный свет. Но вырастет ли здоровым тот цветок, который мы с нетерпением постоянно заливаем водой, или, не дожидаясь, пока бутон распустится, стараемся сами, своими руками, раскрыть его лепестки? Я думаю, что эта метафора очень наглядно отображает ситуацию нашего обращения с детьми. И, кажется, что совсем не случайно, детей называют «цветами жизни», а детсады зовут именно «садами».
Что же получатся, если следовать этой аналогии? Человек как личность формируется только в социуме, в процессе деятельности и общения, и, безусловно, как и цветку, ему необходима благоприятная и здоровая среда, для роста и развития.
Но физиологически мозг развивается от левого полушария к правому, от простого к сложному, от малого к большому. И часто, в погоне за результатом и успехом, мы – родители и педагоги – опережаем естественный ход событий и идем против природы.

Законы детской природы

Я неспроста выбрала точкой отсчета нашего путешествия именно двухлетний возраст. Обычно именно в этот период дети уже перешли от звукоподражаний к словам и начинают потихоньку строить первые двусложные фразы, вслед за этим стремительно растет их активный словарный запас. Они живо всем интересуются, все исследуют и не сидят на месте. И тут взрослый думает: «Ну все, пора!». Теперь необходимо создать или найти благоприятную среду, где ребенок будет активно развивать свои умения и совершенствовать навыки. Но что же это за навыки и умения?
Прилагаю основной список:
• Развитие речи.
• Развитие физической активности.
• Развитие мелкой и крупной моторики.
• Развитие координации и пространственного мышления.
• Развитие мышления в целом.
• Развитие воображения.
• Развитие памяти и внимания.
• Развитие эмоционального интеллекта.
• Формирование мотивации и планирования.
• Формирование воли.
• Развитие бытовых навыков.
• Развитие сенсорного опыта.
• Развитие логики.
• Развитие коммуникативных и социальных навыков.
• Ознакомление с окружающей средой и развитие исследовательских навыков.
• Развитие слуха и ритма.
Представляете, сколько всего? И все это только в 2 года!

«Так-так-так, – думает родитель, – не пора ли доверить это дело профессионалам? Ритм и слух разовьют на занятиях музыкой. Физическую активность, волю и координацию –на гимнастике, или, может быть, танцах. Воображение и моторика – в кружке рисования. Логику – на шахматах лет с трех. О, а пусть еще и на английский ходит с трех! В жизни пригодится точно. Да и чем раньше начнет, тем лучше. Правда он еще и по-русски не особо хорошо говорит, ну ничего, будет еще и билингвой наш маленький гений!
Стоп. Как-то много всего и дорого выходит, и ездить по разным кружкам туда-сюда неудобно. Пожалуй, поищем частный детский сад. Открываем Google. Что тут у нас? Ого, 27 видов развивающих занятий: и развитие речи, и математика, и английский, театральное мастерство, музыка, хореография, футбол и шахматы, кулинарные мастер-классы и еще много-много всего! И пишут, что все в игровой форме. Решено – отдаем! И получаем в итоге готового вундеркинда “под ключ”.»

Пожалуйста, не надо так! Почему? Да потому что до 5 лет основной вид деятельности у ребенка это свободная игра. Особенно в 2-3 года. Именно в свободной, самостоятельной игре со сверстниками малыш учится коммуницировать, сравнивать, выбирать, фантазировать, изобретать, дружить и формировать свои границы. Взрослый здесь может только наблюдать, корректировать, следить за безопасностью игры, помогать в разрешении детских конфликтов. Именно помогать – а не наказывать и поучать. Конечно, родитель или педагог может и даже должен периодически предлагать игры сам, стараться заинтересовать ребенка, помочь разобраться с правилами – это только на пользу. Но принцип игры в том и заключается, что любой человек всегда имеет право от нее отказаться, если не в настроении, или увлечен чем-то другим. Такое тоже случается, когда конкретная игра оказывается не по душе. У ребенка всегда должно быть право отказаться. А есть ли у него такая возможность, когда игрой называют занятие по расписанию? Увы, нет.

Я сама работала в таких садах и знаю, как все происходит изнутри. Часто слова «в игровой форме» – это только слова. Но, опять же, даже если здорово и весело продумать занятие в такой форме – не каждому ребенку это понравится. Представьте, что чувствует малыш:
«Так здорово было собирать конструктор или играть в дочки матери! А вот в прятки не успели начать. И тут же английский. А после него сразу математика. Потом прогулка 40 минут всего. Ни побегать, ни попрыгать. А то вдруг упаду и попаду в больницу, а воспитательница – в тюрьму… Потом идти есть рассольник, который я терпеть не могу. Но надо все съесть, потому что иначе не вырасту! Потом спать. Я, правда, не напрыгался, и не хочу. Но надо, а то отругают и накажут. А после сна опять занятия…»
И такая карусель каждый будний день. Конечно же, есть исключения. Встречаются и педагоги, которые очень стараются максимально увлечь и заинтересовать занятиями. И большинству детей это правда будет нравится. Есть же дети, которым все интересно, и они более выносливы, про таких воспитатели и преподаватели обычно говорят: «Такой послушный, золотой ребенок!» А остальные что, бракованные?

Хочу поделиться опытом наблюдений за такими «золотыми детьми» на примере из собственной практики. У меня была одна девочка. Очень послушная, никогда не сопротивляется, на всех занятиях отвечает, старается, все выполняет аккуратно, по поведению ни одного замечания. Помимо садика еще ходит на танцы и подготовку к школе. А когда после тихого часа просыпается – сидит и долго плачет, сама даже не понимает почему… Все из-за «перегруза».
Большая же часть детей просто не может так: по 5 занятий в день, по строгому графику. Не усидеть трехлетнему здоровому ребенку 35 минут за партой спокойно, потому что в его мозге еще не созрели те доли, которые отвечают за поддержание произвольного внимания. Ему просто физически трудно его удержать.
Точно также опасно трехлетнему ребенку учить английский по карточкам, потому что он с русским еще не разобрался – потом такая каша в голове.
В 3-4 года мозг не полностью созрел для чтения. Этот процесс начнется к пяти годам. Ребенок действительно может выучить все буквы и даже сделает это с удовольствием. И мы можем выдрессировать его для чтения раньше времени, но в этом будет участвовать фотографическая память, а понимать прочитанное он не сможет, потому что еще не время. В лучшем случае ранние занятия не дадут никаких феноменальных результатов, в худшем – мы отобьем у ребенка желание читать в будущем или спровоцируем сложности.
Если же не форсировать события, то к 7 годам ребенок будет и писать, и читать и считать, и учить язык не хуже, а, скорее всего, даже лучше тех, с кем родители «перестарались».
Если же мы говорим о творческих и спортивных кружках, то нужно дать ребенку возможность попробовать разное и не бояться, что он не захочет ходить куда-то больше двух недель. Пусть ищет себя и выбирает. А главное – ходит в свое удовольствие, в этом возрасте это его святое право. Ходит только ради удовольствия, а не ради амбиций взрослых вырастить из него великого спортсмена, пианиста или художника.
Вы спросите: «А как же он в таком случае научится выносливости, умению доводить начатое до конца и натренирует силу воли? Как же будущая школа? Ведь там никто не будет считаться, что ему интересно и как ему удобно. Там свои правила!» С удовольствием отвечу: всему свое время, и процессы эти очень индивидуальны. Просто наблюдайте за возможностями и состоянием своего ребенка. Кто-то уже и в три года с радостью бежит на плаванье и музыку, если это в зоне его интересов. Кому-то же нужно больше времени для свободной игры. Но постепенно, понемногу и именно через игру, выстроенную на интересе, к семи годам ребенок будет и физически, и морально готов к учебе. Он сможет удерживать внимание, соблюдать правила и уважать старших, потому что все это время старшие уважали его.

Какие же есть альтернативы раннему обучению? Кому доверить ребенка?

Честно скажу, быть родителем и воспитателем – не просто. Понимание сути самого процесса воспитания ведет к принятию ответственности, а также – поиску ресурсов, будь то время, деньги, терпение, фантазия или вдохновение.
Что мы можем сделать?
• Чаще гулять вместе с детьми. Давать им больше дышать свежим воздухом, бегать, лазать, прыгать, кричать, копаться в песке, залезать в лужи, общаться со сверстниками: ссориться и мириться.
• Как можно больше разговаривать с ребенком и его слушать, отвечать на вопросы и задавать свои.
• Читать вместе сказки и стихи.
• Вместе играть в сюжетные игры и наблюдать за тем, как ребенок играет самостоятельно.
• Запастись играми, чтобы было из чего выбрать. Сейчас очень много дидактических интересных игр, которые развивают моторику, логику и мышление.
• Если хочется сэкономить, но есть время, можно поискать в соцсетях идеи для игр, которые просто сделать самостоятельно.
• Пусть ребенок рисует свои прекрасные «каляки-маляки». Не поучайте его и не исправляйте. Пусть он экспериментирует и учится сам: лепит из теста непонятные кулебяки, мастерит монстров из пластилина и строит башни из всего, что попадет под руку.
• Не отказывайте ему в желании помочь вам или проявить самостоятельность. Не стоит все за него делать. В 2,5-3 года ребенок прекрасно может одеваться сам, хотя бы частично.
• Не доверяйте досуг ребенка мультикам и гаджетам – это эффективные, но очень вредоносные няньки.
• Если ищите кружок или секцию по интересам, тщательно подходите к выбору педагога и его системе. При этом всегда прислушивайтесь к отклику ребенка.
• Выбирая садик, не поддавайтесь маркетинговым уловкам и своим амбициям. Ищите сад, где больше свободной игры, а занятия подбираются по возрасту и действительно проходят в игровой форме.
• Если не удалось найти подходящий частный садик, можно обратиться за помощью к хорошему логопеду. Толковый логопед – не только помогает правильно поставить звуки, но и знает все возрастные особенности ребенка, а также очень много игр и упражнений, которые помогут ему всесторонне развиваться.

Заключение

Мозг маленького здорового человека необычайно любознателен, трудоспособен и вместителен. От рождения и до пяти лет, взрослые помогают заложить в него все самое необходимое – ту базу, на которую далее, по мере роста и развития, будут накладываться остальные знания, навыки и умения. И именно от нашего понимания того, какие процессы, в каком возрасте протекают в голове ребенка, зависит и подход к развитию и воспитанию наших детей. Очень важно не «перегреть процессор», не «залить цветок», не пытаться раньше времени «руками раскрыть бутон». Иначе вместе с гениальностью и феноменальными успехами своего ребенка, мы получим и не самые приятные их последствия.
Детская нервная система устроена таким образом, что она всегда старается компенсировать напряжение, сбросить «перегруз». Но психическая система у всех разная, поэтому у некоторых детей перегруженность будет выражаться в сонливости, плаксивости, заторможенности, повышенной утомляемости, истериках. Перегруженные дети часто невротизированы. У них могут случаться тики и нарушение сна. Они грызут ногти и предметы, сюда же относятся случаи ранней мастурбации.
Все это – защитные механизмы психики. Иными словами: через моторные действия, она пытается сбросить лишнее напряжение.
У других же детей это может выражаться, наоборот, в расторможенности, гиперактивности. Такой ребенок постоянно ерзает, кричит, может быть, даже дерется и ни минуты не сидит на одном месте. Взрослым со стороны кажется, что у ребенка полно энергии, и надо бы ее направить в полезное русло. Тогда они отправляют свое чадо еще в какую-нибудь секцию или кружок, не понимая, что на самом деле таким образом и без того переутомленный ребенок пытается «встряхнуться», «зарядить» себя.
Однако есть среди детей и по-настоящему «крепкие орешки», с более устойчивой нервной системой. Такие «орешки», как правило, могут уходить в открытый протест, бунт и саботирование норм и правил. В подобных случаях родители говорят: «Ребёнок ведет себя ужасно!» Но, это вовсе не потому, что он плохой, а потому, что ему плохо.
Только вот по своему опыту скажу – ни один ребенок не хочет сознательно вести себя плохо. И мне очень нравится фраза из книги «Взрывной ребенок» Росс В. Грин: «Ребенок ведет себя хорошо тогда, когда он может». Важно, конечно, при этом уточнить, что не только переутомляемость является причиной «плохого поведения». Причин может быть очень много, как и способов их устранения. Эта тема, безумно интересная и обширная. Она заслуживает отдельной статьи, возможно, даже книги. Возвращаясь же к нашему вопросу, давайте напомним себе, что нам, взрослым, необходимо быть чуткими и внимательными, никогда не сравнивать своих детей с другими и периодически задаваться вопросом «Не перестарались ли мы?»
6 апреля / 2023
Автор статьи: няня, нейропсихолог Катерина Чудина

Как подготовить ребёнка к няне?
Как экологично подготовить малыша к визиту няни? Как правильно проститься с ребёнком: что говорить, как себя вести и чего делать не нужно.
Собеседование мамы с няней

Предлагаем чек-лист стандартных и нестандартных вопросов, которые помогут вам эффективно узнать информацию о кандидатуре няни.

 
Made on
Tilda